Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность

Памятки по информационной безопасноти
Как защититься от мошенников: простые правила
Распространенный способ действий мошенников: они обманным путем получают данные для доступа к личным кабинетам и приложениям. Используя нейротехнологии, способны подделывать аккаунты и голоса, создавая видеосообщения, сгенерированные искусственным интеллектом, от имени ваших знакомых и руководителей. Зачастую мошенники представляются сотрудниками различных служб или предлагают финансовые выигрыши. Данный подход известен как социальная инженерия. Вот несколько советов, которые помогут вам защититься от мошенников: • Будьте бдительны: Если разговор кажется подозрительным, завершите его и перезвоните в организацию по официальным номерам. • Проверяйте способ связи: Мошенники часто используют мессенджеры, тогда как настоящие представители не звонят через WhatsApp или Telegram. • Не сообщайте логины и пароли: Читайте назначение смс-кодов и не делитесь ответами на контрольные вопросы. • Следите за актуальностью номера: Убедитесь, что номер, к которому привязан аккаунт, актуален. • Используйте сложные пароли: Меняйте их регулярно и подключайте двухфакторную аутентификацию. • Проверяйте адрес страницы: Убедитесь, что сайт — это официальный ресурс (например, gosuslugi.ru). Госуслуги обеспечивают защиту, но злоумышленник может получить доступ только при передаче вами необходимых данных. Будьте внимательны и защищайте свои данные. С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию звонков мошенников, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах: Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity; Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;
Меры по обеспечению безопасности информации
Хотим напомнить вам о правилах кибербезопасности, которые помогут защитить наши данные от угроз.
Пожалуйста, будьте бдительны при работе с электронной почтой. Вот простые рекомендации по предотвращению угроз безопасности информации:
1. Проверяйте адреса электронной почты отправителя, даже если имя совпадает с известным контактом.
2. Не открывайте письма и чаты от неизвестных отправителей.
3. Осторожно относитесь к письмам с призывами к действиям или темами о финансах и угрозах.
4. Не переходите по ссылкам в письмах, особенно если они короткие или используют сокращатели.
5. Не открывайте вложения с подозрительными расширениями (.zip, .js, .exe и т. д.) и документами с макросами.
6. Не подключайте неизвестные внешние носители информации к компьютерам.
7. Используйте надежные пароли, создавая их с нестандартными комбинациями символов.
При получении подозрительных писем обратите внимание:
- Знаком ли вам отправитель?
- Присутствуют ли URL-ссылки?
- Есть ли вложение с расширениями .zip, .js, .exe?
- Просит ли файл включить поддержку макросов?
Если есть сомнения и хоть что-то в письме вызывает у вас подозрение, то велика вероятность, что это фишинг.
С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по эффективному распознаванию фишинговых писем, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах: Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity; Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;
Рекомендации по защите учетных записей
Для того, чтобы защитить свой аккаунт соблюдайте следующие рекомендации:
1 Создавайте сложные пароли длиной не менее 12 символов с комбинацией букв, цифр и специальных символов. Избегайте простых и легко угадываемых паролей.
2 Не используйте один и тот же пароль для разных учетных записей. Создавайте уникальные пароли для каждой важной учетной записи.
3 Регулярно меняйте пароли каждые 3-6 месяцев и обновляйте их при подозрении на утечку.
4 Используйте надежные менеджеры паролей для их хранения и управления.
5 Активируйте двухфакторную аутентификацию (2FA) на всех доступных платформах.
6 Обновляйте пароли при смене сотрудников или их ролей и следите за управлением доступом.
7 При хранении пароля на физическом носителе, убедитесь, что место его хранения абсолютно безопасно.
С дополнительной информацией по теме личной информационной безопасности, в том числе по созданию надежных паролей и эффективному распознаванию фишинга в интернете, можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах: Раздел «Кибербезопасность – это просто!» на Едином портале государственных услуг – https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity; Лендинговая страница в сети «Интернет» – https://киберзож.рф/;
Документы
Детские безопасные сайты
Список безопасных сайтов для учащихся
http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. http://www.friendlyrunet.ru /- Фонд «Дружественный Рунет».
http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей.
www.tirnet.ru - Детский Интернет
www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
http://www.nedopusti.ru/ - социальный проект по защите прав детей «Не допусти»
http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена"
http://www.tvidi.ru/ - «Твиди»
www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:
http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики
http://www.solnet.ee/ - «Солнышко
http://www.1001skazka.com - «1001 сказка».
http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!
http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии
http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка
lib/1sentember.ru - Школьная библиотека
skazvikt.ucoz.ru – Литературный детский журнал
www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация
www.rusla.ru – Российская школьная библиотечная ассоциация
schoollibrari.ioso.ru – Сайт школьная библиотека
www.bibliogid.ru – Библиогид
www.fsu-expert.ru – Общественно-государственная эспертиза учебников
www.litera.edu.ru – Российский образовательный портал
www.e-kniga.ru – Электронная библиотека художественной литературы
lib.aldebaran.ru – библиотека Альдебаран
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
www.mirslovarei.ru – Коллекция электронных словарей
www.prlib.ru – Президентская библиотека Б.Ельцина
www.prosv.ru – издательство Просвещение
www.vgf.ru – издательство Вентана-Граф
www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
www.schoolpress.ru – Школьная пресса
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
-
Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.
Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:
- компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
- программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
- данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
- дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
- персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.
-
Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:
- аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
- программные сбои;
- ошибки работников;
- поломки оборудования;
- сбои систем связи.
-
Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.
Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.
Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.
https://apkpro.ru/informatsionnaya-bezopasnost/prezentatsii-ugrozy/
Документы
Педагогам
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
- школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
- ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при
- наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
- лучше работать за компьютером в первой половине дня;
- комната должна быть хорошо освещена;
- при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
- расстояние от глаз до монитора – 60 см;
- периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно- просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Методические и справочные материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЁТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Методические материаля по работе в сети Интернет для учащихся
Задача данных материалов - систематизировать знания учеников полученные на уроках при изучении темы «Безопасность в сети Интернет». Данные материалы могут быть использованы учителем на уроках, учеником при самостоятельном изучении темы, а также родителями.
-
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
Лига безопасного Интернета (методические материалы)
https://ligainternet.ru/metodicheskie-materialy/Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
http://www.fid.su/projects/contests